Maria Santi: Poor Noblewoman Automatic translate
Was the noblewoman Morozova the same as in the famous painting from the Tretyakov Gallery? And how does her story echo modernity?
Remember the picture. The main character is depicted as lean and furious. It seems, give free rein, she herself will starve everyone who dares to doubt her innocence. Looking at her death, others pray or laugh. Children sympathize, pop is cruel. You can look at it for hours. That in life is scary, in art - fascinating.
Vasily Surikov - “Boyar Morozova” (1887)
What is common with modernity in this whole story?
Lying.
It is generally accepted that the noblewoman was a faithful follower of the Protopope Habakkuk and, in spite of everything, refused to be baptized with three fingers. For this, she was tortured and starved to death.
But Theodosia Prokopyevna Morozova was not a fanatic, but a rich widow, in whose family no influential men remained.
Let us dwell on her life before her arrest. Only the Stroganovs were wealthier in all of Russia. A silver-trimmed widow’s carriage was accompanied by a retinue of about a hundred people. In terms of the amount of capital, it would be appropriate to compare the noblewoman with Bill Gates or Mikhail Khodorkovsky twelve years ago.
Yes, Morozova kept the wretched at home. Like all the other boyars. It was fashionable. “Alms are flowing from you, like a small drop from the abyss of the sea, and then with a reservation,” Archpriest Habakkuk wrote insultedly to her. The millionaire sent eight rubles to this supposedly spiritual leader in Pustozersk prison. And we are told that she went to death for his ideas.
Before the arrest, Theodosius was looking for a bride for her only son. And in the "Tale of Boyar Morozova," which Surikov read, her words are quoted: "Give my son Ivan to be torn to pieces by dogs, intimidating me… I don’t even think of retreating from piety, even if I saw the beauty of dogs torn to pieces." Believe what mother says?
Tsar Alexei Mikhailovich took away and returned some of her possessions ahead of time, checking how the boyars would react poorer. Will they rebel or support? They spoke only against the shameful for the representative of their circle of executions through burning.
During the trial, his son, the only heir, died. The property of the family went to the king. Boyar Morozova accepted a martyrdom in the name of his wealth. And most likely this would happen, even if she began to be baptized with three, ten fingers at once.
Surikov, of course, did not draw from nature. He persuaded to pose for a praying mantis from the Rogozhsky cemetery. And he made her look like a wounded crow - the image that inspired him.
The artist brilliantly sold his work for 25,000 and for a long time he drew customers in old costumes of his models.
Maria Santi
COMMENTS: 5 Ответы
Уважаемая тезка! А почему Вы решили, что произведение живописного искусства – достоверный исторический документ? Художник – творец. Он создает свой образ, по своему прочитывает исторические события, акцентируя внимание на содержательной стороне сюжета, эмоциях изображенных и т.д. Проблема отъема средств у состоятельных бояр и её способы действительно перекликаются с современными событиями. Вы увидели фальшь в работе художника, который прежде всего воспевал гражданский подвиг боярыни, её жертвенность, что свойственны русской женщине. Опускаю живописное и композиционное решение этой картины, все итак очевидно. Хочу напомнить искусствоведу, какВы подписались, что картины не рисуют, их ПИШУТ!
Спасибо за эмоциональный отзыв, Мария. Именно об этом я и пишу: люди выдумывают героизм, чтобы закрыть глаза на бытовое насилие.
Ох рисуют. Даже расследование проводила, приставала к художникам с дурацким вопросом: а почему принято говорить писать картину? Из полученных ответов сделала собственный вывод: Ох рисуют. Для Марии Санти: правда намного нужнее.
Явное стремление принизить, оторвать вершки, оставив корешки. Погоня за мнимой "правдой", которая суть – упавшие в грязь осколки прекрасной вазы, по которым пытаются смело судить о целом. Очередной "искусствовед", пытающийся (о) судить русскую историю.
Мария! У Вас много достойных статей, которые я читаю. Но в этой – нет фактов. Совершенно – не убеждает. Это – не открытка, и Суриков не стал бы парится из за денег, что бы просто – напросто – лгать в таком монументальном произведении. Он работал над этой картиной не один день. И ни какой указ, или – приказ не заставили бы художника тратить лучшие творческие годы на создания лжи, даже бы если бы художник получил – приказ от царя. Это – не просто работа, эту работу вынашивал Суриков, чтобы оставить свой след в искусстве. Представьте, если бы А. Иванов в своей работе, " Явление Христа народу" Нарушил Евангельскую истину. Иванов писал в письмах, что если он, найдет образ Христа, – то пойдет красить заборы. Всякий художник ищет работу, которая бы сама вошла в историю мировой живописи. А. Иванов, так и не нашел образ Христа. Поэтому Иисус у него – не на переднем плане. Зато он нашел образ Предтечи, который и был показан им всесторонне. Но в своих исканиях, А. Иванов – единственный художник, который духовно поднялся до высот Св. Андрея Рублева. Он искал, и познавал истину. Так же как Н. Ге – познавал ее в своей работе над " Распятием". Художник уровня Сурикова – отдавал часть себя в своих работах. " Боярыня Морозова" – это – не пейзаж с речечкой. Это самовыражение и цель творчества художника. Может быть даже – цель его жизни. И если даже сам Царь предложил бы Сурикову написать ложь, за деньги, Суриков бы вообще – бросил живопись. Как Н. Ге – перестал писать, когда на него написали донос, что он пишет – не красивого – античного Христа. А какого то – бродягу. Сам Христос говорит: " Лисицы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сыну Человеческому негде голову приложить. Н. Ге рассудил, что Христос – будучи Сыном Божьим, может принять любой образ. И, раз Он взял себе в ученики простых, неграмотных рыбаков, то проповедуя Слово Божье, Он и был в образе Своих учеников, а не в Античном , слащавом образе с короной – на голове. Поэтому Н. Ге и создал " Распятие ", которое критики поняли только спустя 30 лет, после жизни художника. Хотелось бы еще услышать Ваше мнение о работе Флавицкого " Княжна Тараканова", там фактов – вообще мало. С удовольствием бы почитал, Вашу версию. С уважением Ваш читатель.
You cannot comment Why?